Скороговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения

Скороговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения.

Скороговорки

Все мы со школы прекрасно  помним скороговорку.

На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава.

Какая  цель у нас была при чтении скороговорок? Конечно! Быстро-быстро выговорить фразу, при том ни разу не сбившись – ведь так? Здесь я вынуждена открыть Вам маленький секрет: дело в том, что самое главное при произнесении скороговорки- это не скорость, а ЧЕТКОСТЬ. А ведь многие, увидев текст скороговорки, пытаются с ходу прочитать его быстро, даже молниеносно, при этом, вместо слаженного текста у них получается скрипучая телега, мчащаяся на скорости по холмам: слышны отдельные нечеткие слова, периодически “спотыкающиеся” друг о друга. Понятно, что термин  “СКОРОговорка” подразумевает под собой “скорое”, то есть быстрое чтение. НО!Существует закон “сценической” скороговорки (то есть  быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, услышать, о чём ему говорят, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. А значит, чем быстрее, тем точнее!

Поэтому увеличивать скорость прочтения нужно только после того, как Вы убедитесь, что сможете прочитать скороговорку медленно и ЧЁТКО, без запинки.

По самой своей сути, скороговорка –  специально подобранная фраза с трудным  для произношения подбором звуков. Такие фразы по-другому можно назвать трудноговорками, а там, где отрабатываются часто встречающиеся звуки – чистоговорками.

Как же научиться красиво и чётко произносить скороговорки?

  1. Важно произносить сложное слово в скороговорке по слогам, пусть и в медленном темпе, но чётко, без  затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, и лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе,  а затем, по мере совершенствования, ускоряйте темп. Но не забывайте о чёткости произношения скороговорки.
  2. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию. Запомните правило: не нужно “тяжелить” согласные, “вбивать их в пол”, а их нужно активизировать.
  3. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
  4. Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.
  5. Во время чтения скороговорки используйте разные интонации. Например: поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль.
  6. Произнося скороговорку, двигайтесь: приседайте, прыгайте, танцуйте. Это укрепит Ваш голос и дыхание.

Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро  и быть понятным окружающим– надо научиться говорить медленно, но четко.

Ну, а теперь к делу.

  1. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
  2. В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  3. Вокалист возгласил вокализ.
  4. Враль клал в ларь.
  5. Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.
  6. Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.
  7. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  8. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
  9. Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
  10. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  11. На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня
  12. Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипел укроп. Как и при Прокопе кипел укроп, так и не при Прокопе кипел укроп.
  13. Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  14. Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали да не вылавировали.
  15. Три свиристели еле свистели на ели.
  16. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
  17. У Милы юбочка одна, она одна, модна она.
  18. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  19. У пе́репела и перепёлки пять перепелят.
  20. У Сашки в кармашке шишки да шашки.
  21. Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
  22. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.
  23. Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
  24. За козою шёл козёл, на козу козёл был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.
  25. Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
  26. Осип орет, Архип не отстает — кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.

Какие ещё секреты произношения нужно учитывать при разговоре или при публичном выступлении?

Я расскажу об этом на моих тренингах.

Оцените статью
Добавить комментарий