Тренинги и курсы ораторского искусства: основы ораторского мастерства.
Конспект тренинга по ораторскому искусству.
Знакомство + зачем пришёл на тренинг?
- Основные подходы в подготовке к публичным выступлениям.
- 3 цели выступления.
- Структура выступления.
- Манеры выступления.
- Подготовка.
- Типы подготовки.
- Портрет аудитории.
- 11 элементов, из которых состоят публичные выступления.
- Усилители выступлений.
- Типы выступлений.
- Типы лекторов.
- Проблемы твоей целевой аудитории.
- Продающие истории.
- Отзывы.
- Истории, притчи.
- Отработка начала выступления.
- Отработка окончания выступления.
- Докручивать домашнее задание в зале.
- Работа с аудиторией.
- Типы, виды слушателей.
- Дрессировка зала.
- Действия, которые помогают зал настроить.
- Эмоциональная раскачка зала.
- Рамки.
- Как располагать к себе.
- Непрерывный диалог с аудиторией.
- Как себя вести, если у тебя не достаточно информации.
- Как усиливать твои действия.
- Отрабатывать негативы.
- Как одеваться.
- Выступления перед большими бизнес-организациями.
Регламент: с 11 до 3, потом час перерыв, до победы, пока всё не отработаем.
- 1 день: что надо делать.
- 2 день: как это надо делать.
Оценить разницу между тем, что ты умеешь и тем, что ты должен уметь.
Повысить свою стоимость в этом мире. Рост измеряется в деньгах.
Упражнение: что ты хочешь и записать 10 причин, почему волшебник должен исполнить твоё желание: поднять твою стоимость в этом мире. Доказать ему. Короткий рассказ о себе, с целью сделать так, чтобы человек, с которым ты едешь в лифте исполнил твоё желание. Почему ты должен получать больше в этом мире?
Как приготовить 15 минутную речь? Пройти по всем шагам. Почему Я стою дороже?
Чем короче речь, тем сложнее её готовить.
К тренингу я готовился 4 дня: поднимал свои запись, майнд-иэпы, всё это систематизировал и объединял. 40 минутное выступление я потратил неделю: очень долго придумывал, как сделать так, чтобы все делали то, что надо мне.
За 2 дня мы сделаем с вами Ваше 15 минутное выступление.
Есть 3 подхода к подготовке выступления:
- Классический способ подготовки к выступлению.
- Современный способ подготовки к выступлению.
- Не готовится.
Классический метод подготовки.
Что в этом методе хорошо и что нужно добавить?
Есть основа, суть, как двигатель внутреннего сгорания, всё остальное тюнинг, доделки и приделки.
С чего начинается подготовка к выступлению? С Цели?
На самом деле, целей бывает три.
Все выступления можно разделить на три группы:
1) Дать информацию, научить.
Выдать море информации: школа, институт.
Уметь делать информативные выступления. Человек расписывается “ознакомлен”.
2) Действия.
На какие действия ты можешь замотивировать слушателей?
Записаться, вступить, проголосовать.
Мотивация, продажи, агитация.
3) Эмоции.
Чисто эмоциональное выступление (Карцев).
Смысловая нагрузка практически нулевая, никаких призывов к действию. Задача вызвать эмоцию.
Где мы применяем вопросы эмоций? МЫ готовим эмоциональные выступления нам, где нам нужно, чтобы нас запомнили.
4) Комбинированные выступления.
Чем короче выступление, тем больше вкладываешься в эмоции: поплачьте, разозлитесь, взбеситесь — не важно, важно чтобы запомнили.
Даже через негатив, но задача, чтобы меня запомнили, если она перед тобой стоит, должна быть реализована.
Современный способ, с дополнениями, которые диктует наш сегодняшний мир.
Не готовится.
- Есть определённая технология «выступать с колёс». Чтобы так выступать, нужен огромный жизненный опыт. Этот навык не просто так.
- Большая эрудиция. Огромное количество пропущенной через себя информации: книги, тренинги, фильмы.
- Огромный опыт выступлений.
Молоть языком и правильно, качественно выступить — это две большие разницы.
Важно дать серьёзную смысловую нагрузку. Обоснуй почему и зачем.
Исходя из цели, которая перед тобой стоит, ты готовишь контент. Соответственно одеваешься, одежда должна соответствовать цели выступления. Подготовить окружающую обстановку для этой цели: информация, действия, эмоции.
Структура выступления.
Что такое классическое выступление? Стандартный обед в столовой: салат, суп, второе: мясо, рыка и гарнир, компот с булочкой.
- Начало выступления.
- Основная часть.
- Заключение и ответы на вопросы.
Основная часть может быть разбита на блоки, потому что человеку сложно воспринимать всю информацию сразу.
Каким должно быть начало классического выступления?
Как сделать так, чтобы кто-то сделал то, что хочешь ты?
AIDA.
- Attention – привлечь внимание.
- Interesting – вызвать интерес.
- Desire – вызвать желание.
- Action – заставить сделать действие.
Что нам нужно продать, во время выступления? То, чтобы они сидели и внимательно слушали нас в течении всей основной части — это нужно продать. Каким образом продать? Прилечь внимание. Каким образом привлечь внимание? Проверить микрофон, одеть красный галстук, сказать: внимание, мы начинаем.
Вызвать интерес к теме. Каким образом вызвать интерес к теме? Интересная притча. Чем хороши притчи? Ты к этой притче можешь приляпать любой вывод, который тебе в голову придёт. Можно начать с шокирующего факта, анекдота, историю, как добрался.
Задача начала любого выступления — привлечь внимание и вызвать интерес к тому, что будет дальше.
Основная часть — это основной контент, основная информация.
Большая часть наших выступлений направлены на действие. Помни, ошибка тех, кто начинает продавать, продукт или идею, дать чуть контента и дальше идут продажи. Это плохо работает. Контент — продажа, контент — продажа, контент — продажа. Ты контентом увеличиваешь доверие и увеличиваешь количество купивших.
Основная часть не должна быть маленькой .всё должно быть чуть хитрее.
Заключение — это резюме.
Заключение построено на том, что должно быть какое-то резюме: мы успели разобрать 3 подхода, мы поговорили о трёх целях и успели разобрать 3 элемента в классической подготовке к публичному выступлению.
Желательно ещё чуть побудоражить, забить в голову то, что это ты говорил и как ты говорил. Чуть поиграть.
Если есть возможность — ответы на вопросы.
Это и есть классическая схема подготовки к выступлению, которая описана в любых учебниках по публичным выступлениям, узнать на тренинге в 99 % спикеров, которые пытаются преподавать и обучают вопросы ораторства.
Процесс подготовки к таким выступлениям.
- Взять из головы: выписать, изложить, вынуть из головы свой контент. Твой жизненный, личный опыт.
- Если не хватает информации — заёмный контент: из книг, тренингов, видео, аудио.
- Объединить 1 + 2. Свой + заёмный контент.
- Структурировать информацию.
То, как ты структурируешь, зависит то, как аудитория будет тебя воспринимать. Ты делаешь это не для аудитории, ты делаешь это для себя.
Мы идём к тому, что ты готовишь такую структуру выступления, в которой ты идеально разбираешься, твой мозг, твоя голова. Как ориентация в стихе, который ты знаешь наизусть, и можешь начать в любое время с любого места его воспроизводить.
Если ты знаешь наизусть, ты можешь делать выступление и на час, и на 15 минут. Ты можешь воспроизводить информацию из любого места. Это конечная цель — готовить идеальные, качественные, правильные выступления. Мы делаем это всё для себя, не для публики.
В голове должна быть общая картинка всех тем, на которые ты вещаешь, в нужный момент извлекая нужную тебе информацию.
Составить план, структуру всего того, что ты узнал.
Это ещё не выступление. Это можно представить в виде мини-книги, и ты должен сделать оглавление. Ты должен на это посмотреть и тебе должно быть понятно что и когда делать, начало и конец.
Выступления не бывает без придуманного начала.
Начало для каждого выступления своё. У тебя должно быть придумано и отработано начало под тему.
Ораторство — если ты не гуру, импровизация губит.
Анекдот должен быть отработан, отрепетирован и может выстреливать в определённом месте выступления.
Придумай своё начало.
Личные истории любят лучше притч. Люди обожают копаться в чужом белье, особенно если ты это бельё ещё и сам показываешь. Личные истории.
Как его отработать? Как сделать так, чтобы начало попадало в цель? Расскажи его своим близким.
Это не контент — это вступление. Задача — привлечь к себе внимание и заинтересовать, не более того.
Не нужно думать о людях, что они слишком умные. Общечеловеческий юмор доступен всем. Есть темы, которые всегда попадают во всех: у всех есть дети, родители, друзья, удачи, позоры, скелеты в шкафу.
Начало делай для людей, а не для клиентов, ботаников или профессоров Чтобы они в тебе увидели интересного человека.
Придумать окончание выступления.
Что такое концовка выступления — резюмирование того, что мы уже прошли.
Есть целый ряд составляющих, во время окончания выступления позволяют нам с Вами, усилить запоминания той информации, которую мы давали до этого.
Игра с залом.
Современные веяния в ораторстве.
Наше выступление: введение, основная часть, заключение, ответы на вопросы.
Мы разделяем информацию на блоки, и для того, чтобы эти блоки людьми лучше воспринимались, мы вставляем сюда якоря: притчи, истории, картинки, слайды, поведение, музыка, видео. Что-то, что выбивается из стандартного потока информации. Информация должна разорваться.
Мы заставляем мозг слушателей упаковывать информацию кусками и привязывать эту информацию к чему-то, что было интересно, нестандартно. Чему-то, что явилось этим самым якорем.
Мы к каждому блоку информации, мы привязываем что-то нестандартное, чтобы мозгу было за что зацепиться.
Это гиперссылка: вспомнили притчу и она потащила за собой новую информацию.
Современные методы.
Наш мир идёт туда, где все хотят в одном. Они не хотят, чтобы отдельно давали информацию, отдельно продавали и давали эмоции.
90 % людей просто читают заголовками. Потому что времени нет. Люди не хотят лезть внутрь, не хотят читать, не хотят слушать.
Современное ораторское искусство — микс, всё в одном: и классическое выступление, и продажи, и эмоции.
Современное ораторское искусство — это шведский стол. МЫ составляем и продумываем наше выступление не исходя из классической схемы, как оно должно быть, мы готовим шведский стол.
Сегодняшняя схема выступления: информация, действия, эмоции.
С чего начинается выступление? Не с цели, а с целевой аудитории — портрет клиента. Потому что слишком разная система восприятия, манера восприятия.
Люди бояться того, чего они не понимают.
Попадать в целевую аудиторию: подачей, лексикой, ценностями, целями.
Что важно в портрете клиента учитывать?
— пол.
— возраст.
— образование.
— семейное положение.
— социальный статус: специальность.
— дети.
— деньги, заработок.
— хобби.
— география: район, город.
— страхи, проблемы.
— потребности, мечты, желания.
— имидж: одежда, машина то, что важно для него.
— здоровье.
— круг общения: с кем общается.
Лучший вариант — составить себе карточку на листе А4, и прописываешь все пункты — заготовка. Все зависимости от того, где ты выступаешь. У тебя всегда есть заготовка, портрет.
Не надо ничего держать в голове. Почему? Когда готовишься к выступлению, запоминается то, что проходит через твоё тело, начинай писать не на компьютере, а на бумаге, блокноте, а потом переноси на компьютер.
Едешь ты в метро, накидай пункты на бумагу, а потом перенеси в компьютер.
Почему это нельзя держать в голове? Потому что, если нет в голове карточки целевой аудитории, у тебя в голове будут какие-то обрывки.
В зависимости от портрета, мы по разному выдаёт ту информацию, которую мы приготовили.
Информацию, которую ты даёшь — она должна быть понятна 14 летним детям. Это одно из главных правил. Если они не понимают, значит ты перемудриваешь.
Портрет составили, цели выступления смешанные.
Чем больше времени, тем больше мы можем уделять информации. От времени зависит наша цель.
Составляющие нашего шведского стола.
Начало — это отдельно живущий элемент. Он должен быть заготовлен и желательно несколько.
Одно из главных правил начала в первые 5 % времени, ты должен заинтересовать так, чтобы человек оставался у тебя ещё 95 % времени. Так делает Спилберг.
Как начал, так и дальше будет.
Твоё интересное начало должно протащить за собой всё остальное.
- Притчи, сказки.
- Истории про себя: как я добирался.
- Какие-то невероятные факты.
- Анекдоты.
- Чужие истории.
Начало может не шибко видаться с тем, что будет дальше. Главное белыми нитками пришей, не важно.
Описание проблем тех людей, перед которыми ты выступаешь.
Откуда мы берём их проблемы? Из портрета.
Без этого уже нельзя.
Чем мы можем человека зацепить, выдернуть из свой реальности? Его проблемой, обозначить, назвать. Зацепить за боль.
Метафоры:
— волк купил машину, что умеет делать, лиса, пристроился, заяц: дверку точно куплю.
— кто выучил по книжке английский язык.
— сын отцу: почему солнце всходит? Сегодня, вчера, всю неделю? Работает не трогай.
Инструменты:
— подарки за успешное прохождение предыдущего тренинга.
— я иногда буду изъясняться не очень понятно, Вы меня останавливайте.
— список заготовок.
Лингвистика:
— рядом не валялся.
Спикер
Оратор