Скороговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения

Скороговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения

Все мы со школы прекрасно  помним скороговорку:

На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава.

Какая  цель у нас была при чтении скороговорок? Конечно! Быстро-быстро выговорить фразу, при том ни разу не сбившись – ведь так? Здесь я вынуждена открыть Вам маленький секрет: дело в том, что самое главное при произнесении скороговорки- это не скорость, а ЧЕТКОСТЬ. А ведь многие, увидев текст скороговорки, пытаются с ходу прочитать его быстро, даже молниеносно, при этом, вместо слаженного текста у них получается скрипучая телега, мчащаяся на скорости по холмам: слышны отдельные нечеткие слова, периодически “спотыкающиеся” друг о друга. Понятно, что термин  “СКОРОговорка” подразумевает под собой “скорое”, то есть быстрое чтение. НО!Существует закон “сценической” скороговорки (то есть  быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, услышать, о чём ему говорят, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. А значит, чем быстрее, тем точнее!

Поэтому увеличивать скорость прочтения нужно только после того, как Вы убедитесь, что сможете прочитать скороговорку медленно и ЧЁТКО, без запинки.

По самой своей сути, скороговорка –  специально подобранная фраза с трудным  для произношения подбором звуков. Такие фразы по-другому можно назвать трудноговорками, а там, где отрабатываются часто встречающиеся звуки – чистоговорками.

Как же научиться красиво и чётко произносить скороговорки?

  1. Важно произносить сложное слово в скороговорке по слогам, пусть и в медленном темпе, но чётко, без  затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, и лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе,  а затем, по мере совершенствования, ускоряйте темп. Но не забывайте о чёткости произношения скороговорки.
  2. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию. Запомните правило: не нужно “тяжелить” согласные, “вбивать их в пол”, а их нужно активизировать.
  3. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
  4. Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.
  5. Во время чтения скороговорки используйте разные интонации. Например: поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль.
  6. Произнося скороговорку, двигайтесь: приседайте, прыгайте, танцуйте. Это укрепит Ваш голос и дыхание.

Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро  и быть понятным окружающим– надо научиться говорить медленно, но четко.

Ну, а теперь к делу )

  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
  • В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  • Вокалист возгласил вокализ.
  • Враль клал в ларь.
  • Грабли — грести, метла — мести, вёсла — везти, полозья — ползти.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
  • Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня
  • Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипел укроп. Как и при Прокопе кипел укроп, так и не при Прокопе кипел укроп.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали да не вылавировали.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
  • У Милы юбочка одна, она одна, модна она.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • У пе́репела и перепёлки пять перепелят.
  • У Сашки в кармашке шишки да шашки.
  • Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.
  • Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
  • За козою шёл козёл, на козу козёл был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.
  • Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
  • Осип орет, Архип не отстает — кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.

Какие ещё секреты произношения нужно учитывать при разговоре или при публичном выступлении?

Я расскажу об этом на моих тренингах.

Ваш персональный тренер по “Технике Речи” – Анна Ивановская

Понравилась статья? Поделись в социальных сетях!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Filed in: Голос, техника речи, Обучение

You might like:

Активные продажи Активные продажи
Всё начинается с идеи: продажа идеи Всё начинается с идеи: продажа идеи
Бесплатный мастер-класс по голосу и технике речи. 7 октября 2017, в 15:00 Бесплатный мастер-класс по голосу и технике речи. 7 октября 2017, в 15:00
Что мешает нам достигать успеха в сфере профессионального и личностного роста? Что мешает нам достигать успеха в сфере профессионального и личностного роста?

Leave a Reply

Submit Comment